Alice the Antipode (melbaa) wrote,
Alice the Antipode
melbaa

Category:

Брюссель: живопись

Если спросить первого встречного, какая страна больше ассоциируется с живописью – Голландия или Бельгия – ответ будет очевиден. Однако во время путешествия по Нидерландам мы не зашли ни к Ван Гогу, ни к Рембрандту: хотелось просто гулять, любоваться каналами и мельницами и катить дальше и дальше по этой удивительно плоской земле. Зато Бельгия принесла мне немало ярких впечатлений, связанных с картинами и художниками. Отчасти дело тут в том, что нам не нужно было больше никуда спешить: Брюссель был нашей финальной остановкой. А Музей Магритта стоял в моем списке достопримечательностей на первом месте.



Рене Магритт для меня – это очень личное. Не в смысле, что с ним у меня связаны воспоминания, о которых обычно не говорят (хотя и такие можно отыскать); просто Магритт – это очень моё. Человек, для которого слово значит больше картинки, едва ли сумел бы найти себе художника ближе. Магритт очень литературоцентричен, и его парадоксы восхищают меня так же, как удачный книжный сюжет или яркая метафора. Одним словом, у меня были большие надежды на этот музей. Собственно, в Брюсселе их целых два: маленький дом-музей Магритта в пригороде и этот центральный, коллекция которого считается самой большой в мире. Адрес – самый что ни на есть престижный: Королевская площадь, дом 1.



В этом же здании находится также Музей старых мастеров и Музей Fin de siècle – искусства рубежа XIX и XX веков. Но у меня уже и так была обширная программа, и мы сразу пошли к Магритту. Фотографий оттуда у меня нет, т.к. там довольно темно, да и глупо фотографировать картины, чьи репродукции и так есть в отличном качестве. Экспозиция занимает три этажа, и бродить было интересно, но потом всё внезапно закончилось, и я поняла, что не увидела ни одной из своих любимых работ! Ни «Проницательности»:

Clairvoyance-original

Ни «Карт-бланш», вдохновившей меня когда-то на рассказ о природе творчества:



Ни «Ностальгии», с которой всё и началось на первом курсе универа:



К сожалению, очень много работ находятся в частных коллекциях или просто в других странах. Пришлось утешаться магазинчиком сувениров с магриттовской символикой, а также просмотром фильма о художнике – к слову, очень интересного. А еще на память остался вот этот вид на город, сделанный с одной из лестничных площадок музея. Когда я потом пересматривала фотографии, то заметила тот же эффект, что и с этим снимком из Антверпена. Вам не кажутся нарисованными колонны на переднем плане?



Еще один художественный музей я включила в программу главным образом потому, что он был бесплатным и находился в той части Брюсселя, где мы гуляли на второй день. О самом художнике, которого зовут Антуан Вирц, я не знала ровным счетом ничего.



Не буду дублировать тут информацию из Вики, ссылку на которую дала выше. Скажу лишь, что Вирц был бельгийцем и писал в стиле романтизма, господствовавшего в Европе на протяжение девятнадцатого века. Страх и страсть, игра воображения, темные тайники человеческой души – все любимые темы романтиков в полной мере воплотились в полотнах Вирца.



Скульптуры у него не менее выразительны.





Вирц был также искусным портретистом. Слева он сам; справа, кажется, его жена.



Неожиданные иллюстрации к «Собору Парижской богоматери».



Практически «Маха одетая и Маха нагая» (это у нас в семье почему-то было мемом).



Темные тайники человеческой натуры, куда же без них.



Вирц обладал большими амбициями и музей имени себя создал еще при жизни, получив от правительства грант. Сам он похоронился в забальзамированном виде на одном из кладбищ Брюсселя, но умер именно тут, в своем музее – эффектно и очень романтично.

А я покажу, от чего меня реально торкнуло в этом музее. Точнее, придется частично рассказать на словах, потому что фотографии мы почему-то не сделали. В главном зале музея было две обманки – trompe l'oeil. На одной стене изображалась собачья дверка с лежащей в ней собакой, а на другой – дверь побольше:



Так вот рядом с этой дверью на стене висела маленькая картина в раме, изображавшая ключ к этой двери. Это было написано за сто лет до Магритта.
Как же меня торкнуло, ребята. После этого я уже не удивлялась, что сам Магритт мог появиться только в Бельгии – единственной стране, где я смогла ощутить перетекание живописи в нашу привычную повседневность.
Tags: Европа, впечатления, живопись, музеи, о себе, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

  • Велопоездка номер два: эстетическая

    Вдохновившись успехом предыдущих покатушек, я решила возобновить свои длинные прогулки и на днях скаталась в Алтону – западный приморский пригород,…

  • Как развлечься в карантине

    Мельбурнцам со вчерашнего дня разрешили отъезжать от дома аж на 25 километров вместо прежних пяти, в радиусе которых мы просидели почти четыре…

  • За кулисами романа: живопись

    Когда-то я начала серию постов о том, как писалась моя первая книжка: что из описанного было реальным, а что нет, откуда я брала те или иные факты и…

  • Сейл: природа и искусство

    В прошлом рассказе про Сейл я упомянула тамошнюю художественную галерею. В этот раз мы заглянем внутрь, а также погуляем по окрестностям, благо…

  • Путешествие из старого года в новый

    Хочу поделиться впечатлениями от нашей рождественской поездки и рассказать, в частности, о том, что не попало в фильм. Как обычно, вся фотоподборка…

  • Джефф Феррис: метафизика рабочих пригородов

    Я уже не раз признавалась тут в своих сложных отношениях с визуальным, в том числе с живописью. Картины редко цепляют меня всерьез, в отличие от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments